Кадровые условия
Все дошкольные образовательные организации укомплектованы педагогическими кадрами.
Количество педагогических работников за 2021-2022 учебный год – 86, имеющих высшее образование 27 педагогов, в сравнении с прошлым учебным годом (25 чел.) произошло увеличение на 2 человека. Из них имеют высшую квалификационную категорию- 9 человек, I категорию- 29 человек. Руководители 5 ДОО отметили, что им не хватает узких специалистов, готовых работать с воспитанниками по своему профилю (учитель-логопед, педагог-дефектолог).
Стаж работы свыше 25 лет имеют 54% педагогов, стаж работы до 10 лет - это молодые специалисты (14,4%). Следовательно, существует потребность в обновлении кадров молодыми педагогами и специалистами, т.к. происходит «старение» кадрового потенциала. Многие ДОО проводят диагностику профессиональных дефицитов педагогических работников, но 4 дошкольных учреждения не используют такую диагностику. Именно поэтому, не учитывая профессиональные дефициты, направляют педагогов и узких специалистов на любую тематику курсовой подготовки, без учета их интересов и склонностей, а также «проблемных полей», проявляющихся в реализации их профессиональной деятельности, что не всегда способствует росту их профессионального мастерства.
На приобщение к инновационной и исследовательской деятельности педагогов влияет создание в ДОО творческих и проблемных групп, в 11 учреждениях из 21 такие группы имеются (2021год-в 10 учреждениях). Подключение к инновационной деятельности стимулирует педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства, что и показали 46% педагогов и специалистов ДОО (2021год- 47%), из них 26% стали призерами и победителями конкурсов разного уровня (2021 год-23%).
Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами – согласно штатного расписания в ДОО 87 ед. педагогических работников, фактически работает 86 педагогов, следовательно обеспеченность педагогическими кадрами составляет 99%;
Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом – ДОО на 100% обеспечены учебно-вспомогательным персоналом;
Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности) – 27 педагогов ДОО имеют высшее образование по профилю деятельности, что составляет 29% (2021 год-25 педагогов имели высшее образование).
Косвенным свидетельством сформированности компетенций, представленных в требованиях ФГОС ДО и профстандарта «Педагог», является наличие у педагогических работников квалификационной категории. Результаты мониторинга показывают, что у 44,2% педагогов имеется категория. Следует отметить, что половина педагогических работников ДОО не имеют квалификационную категорию, что связано и с инертностью работников, и с трудностями, которые педагоги испытывают во время аттестации.
Уровень квалификации педагогов по результатам аттестации - 9 педагогических работников аттестованы на высшую квалификационную категорию, что составило -10%, 29 педагогических работников аттестованы на первую квалификационную категорию – 35%;
Своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) педагогическими работниками и руководителем ДОО - 99 человек прошли курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года, что составило 100%;
Важным условием обеспечения качества образовательных услуг в ДОО является невысокая рабочая нагрузка педагога (соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов).
Нагрузка на педагогов: минимальная нагрузка на педагога составила 5 детей, средняя 9 детей, максимальная 12 детей.
Развивающая предметно-пространственная среда
При организации предметно – развивающей среды в ДОО важнейшим условием являлся учет возрастных особенностей и потребностей детей.
Во всех возрастных группах имеется уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды периодически обогащается с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе ДОО созданы специальные зоны для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей. Развивающая предметно-пространственная среда во всех ДОО содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
2) Трансформируемость пространства. В ДОО (100%) имеется возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов.
В ДОО (100%) имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.)
4) Вариативность среды.
В ДОО (100%) имеются различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование обеспечивающие свободный выбор детей. Игровой материал периодически меняется, выставляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды.
Из 21 образовательной организации свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности имеется у 100% организаций.
6) Безопасность предметно-пространственной среды. Материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, а также их территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. РППС способствует возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Психолого – педагогические условия создания предметной развивающей среды.
В ДОО в групповых помещениях материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Наполняемость предметной развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса и соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Предметная развивающая среда способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Оформление групп способствует поддержанию эмоционального комфорта (широко представлены продукты детского творчества) – 89% ДОО (2021 год-86%).
Оформление групп способствует поддержанию эмоционального комфорта (созданы уголки уюта, уединения, релаксационные зоны) – 86% ДОО (2021год-84%).
Педагоги в реализации образовательной деятельности с детьми используют «доброжелательные» технологии («рефлексивный круг», «клубный час», «план-дело-анализ», «утро радостных встреч» и др.) – 94% ДОО (2021год-91%).
В практику введены «знаки-символы» – ориентиры, позволяющие каждому ребенку самостоятельно определить границы игрового времени и пространства- 12% ДОО (2021год-12%).
Обучающиеся демонстрируют высокие результаты в конкурсах (победитель, призер, лауреат) – 54% ДОО (2021год-54%).
Важнейшим психолого-педагогическим условием реализации ОПП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО является обеспечение защиты детей от всех форм физического и психического насилия, что делается в 100% ДОО района.
Обеспечена поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья также в 100% ДОО, принявших участие в исследовании. В 96% ДОО обеспечено вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, не обеспечено – в 4% ДОО.
Таким образом, можно отметить, что качество психолого- педагогических условий как части образовательных условий в ДОО на основании данных мониторинга находится на достаточно высоком уровне.
Разработка сайта - ООО "Проводник"