Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)

Кадровые условия

Все дошкольные образовательные организации укомплектованы педагогическими кадрами.

Количество педагогических работников за 2021-2022 учебный год – 86, имеющих высшее образование  27 педагогов, в сравнении с прошлым учебным годом (25 чел.) произошло увеличение на 2 человека. Из них  имеют высшую квалификационную категорию- 9 человек, I категорию- 29 человек. Руководители 5 ДОО отметили, что им не хватает узких специалистов, готовых работать с воспитанниками по своему профилю (учитель-логопед, педагог-дефектолог).

Стаж работы свыше 25 лет имеют 54% педагогов,   стаж работы до 10 лет - это молодые специалисты (14,4%). Следовательно, существует потребность в обновлении кадров молодыми педагогами и специалистами, т.к. происходит «старение» кадрового потенциала. Многие ДОО проводят диагностику профессиональных дефицитов педагогических работников, но 4 дошкольных учреждения не используют такую диагностику. Именно поэтому,  не учитывая профессиональные дефициты, направляют педагогов и узких специалистов на любую тематику курсовой подготовки, без учета их интересов и склонностей, а также «проблемных полей», проявляющихся в реализации их профессиональной деятельности, что не всегда способствует росту их профессионального мастерства.

На приобщение к инновационной и исследовательской деятельности педагогов влияет создание в ДОО творческих и проблемных групп, в 11 учреждениях из 21 такие группы имеются (2021год-в 10 учреждениях).       Подключение к инновационной деятельности стимулирует педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства, что и показали 46% педагогов и специалистов ДОО (2021год- 47%), из них 26% стали  призерами и победителями конкурсов разного уровня (2021 год-23%).

Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами – согласно штатного расписания в ДОО  87 ед. педагогических работников, фактически работает 86 педагогов, следовательно обеспеченность педагогическими кадрами составляет 99%;

Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом – ДОО  на 100% обеспечены учебно-вспомогательным персоналом;

 Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности) – 27 педагогов ДОО имеют высшее образование по профилю деятельности, что составляет 29% (2021 год-25 педагогов имели высшее образование).

Косвенным свидетельством сформированности компетенций, представленных в требованиях ФГОС ДО и профстандарта «Педагог», является наличие у педагогических работников квалификационной категории. Результаты мониторинга показывают, что у 44,2% педагогов имеется категория. Следует отметить, что  половина педагогических работников ДОО  не имеют квалификационную категорию, что связано и с инертностью работников, и с трудностями, которые педагоги испытывают во время аттестации.

Уровень квалификации педагогов по результатам аттестации - 9 педагогических работников аттестованы на высшую квалификационную категорию, что составило -10%, 29 педагогических работников аттестованы на первую квалификационную категорию – 35%;

Своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) педагогическими работниками и руководителем ДОО - 99 человек прошли курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года, что составило 100%;

Важным условием обеспечения качества образовательных услуг в ДОО является невысокая рабочая нагрузка педагога (соотношение между количеством воспитанников и  количеством педагогов).

Нагрузка на педагогов: минимальная нагрузка на педагога составила 5 детей, средняя 9 детей, максимальная 12 детей.

Развивающая предметно-пространственная среда

При организации предметно – развивающей среды в ДОО важнейшим условием являлся учет возрастных особенностей и потребностей детей.

Во всех возрастных группах имеется уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды  периодически обогащается с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе ДОО созданы специальные зоны для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей.      Развивающая предметно-пространственная среда во всех ДОО содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

1) Насыщенность среды   соответствует возрастным возможностям детей.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)  обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства. В ДОО (100%) имеется возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;  

3) Полифункциональность материалов.

 В ДОО (100%) имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.)

4) Вариативность среды.

В ДОО (100%) имеются различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование обеспечивающие свободный выбор детей. Игровой материал периодически меняется, выставляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  5) Доступность среды.

Из  21 образовательной организации свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности имеется у 100% организаций.

6) Безопасность предметно-пространственной среды.  Материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, а также их территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. РППС  способствует возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Психолого – педагогические условия создания предметной развивающей среды.

В ДОО в групповых помещениях материалы и оборудование  создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Наполняемость предметной развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса и соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Предметная развивающая среда  способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Оформление  групп способствует поддержанию эмоционального комфорта (широко представлены продукты детского творчества) – 89% ДОО (2021 год-86%).

Оформление  групп  способствует поддержанию эмоционального комфорта (созданы уголки уюта, уединения, релаксационные зоны) – 86% ДОО (2021год-84%).

Педагоги в реализации образовательной деятельности с детьми используют «доброжелательные» технологии («рефлексивный круг», «клубный час», «план-дело-анализ», «утро радостных встреч» и др.) – 94% ДОО (2021год-91%).

В практику  введены «знаки-символы» – ориентиры, позволяющие каждому ребенку самостоятельно определить границы игрового времени и пространства- 12% ДОО (2021год-12%).

Обучающиеся демонстрируют высокие результаты в конкурсах (победитель, призер, лауреат) – 54% ДОО (2021год-54%).

Важнейшим психолого-педагогическим условием реализации ОПП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО является обеспечение защиты детей от всех форм физического и психического насилия, что делается в 100% ДОО района.

Обеспечена поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья также в 100% ДОО, принявших участие в исследовании. В 96% ДОО обеспечено вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, не обеспечено – в 4% ДОО.

Таким образом, можно отметить, что качество психолого- педагогических условий как части образовательных условий в ДОО  на основании данных мониторинга находится на достаточно высоком уровне.

в целом удовлетворен (а) - 50%
в основном удовлетворен (а), есть отдельные замечания - 18.8%
не удовлетворен (а) - 18.8%

Всего голосов:: 48
Голосование по этому опросу закончилось в: марта 1, 2022

Архив новостей

Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Обращения граждан

Разработка сайта - ООО "Проводник"